Парафило
Терентий
Михайлович

Морпех №1
Десантник №1

Дядицин Игнатий Николаевич

Дядицин Игнатий Николаевич

Родился в 1893 году в д. Крепость Маймаксанского района Архангельской области. С 11 лет работал в Маймаксе на разных лесозаводах укладчиком, пилоставом, слесарем. Трудовая книжка выдана в 1907 году. В 16 лет остался без отца. С 1915 года ходил в море на торговых судах кочегаром и машинистом. Побывал в Англии, Франции, Германии, в Египте, Норвегии, Швеции, Финляндии, в Северной и Южной Америке. В 1917-1918 гг. председатель комбеда в д. Крепость, перераспределял землю церкви и кулаков между крестьянами бедняками. В августе 1918 г. убыл из Архангельска за границу, спасаясь от преследований интервентов. Машинист на л/к «Илья Муромец» с сент. 1918 г. в Архангельске. Л/к «Илья Муромец» отправился на ремонт в г. Ньюкастл (Англия) с полным грузом угля. Из автобиографии: «Капитан Чертков приказал выгружать уголь из трюмов на берег силами команды. Судовой комитет отказался, вследствие чего команду без комсостава выселили на берег без права выхода в город после 6 вечера. Во время нахождения команды с л/к «Илья Муромец» в г. Волзенд-на-Тайне (Wallsend on Tyne; Нортумберленд, северо-восток Англии) велась агитация среди местного населения, чтобы английские рабочие требовали выхода войск из Советской России». И правда, в конце лета 1919 года английские войска покинули Архангельск и Мурманск. К тому же российские моряки собирали деньги для помощи семьям бастующих английских рабочих. Из воспоминаний А. А. Терентьева, который был электротехником на тех же л/к, где служил И. Н. Дядицын, а также на л/к «Канада». «И. Н. Дядицын поступил машинистом на л/к «Князь Пожарский» («Степан Макаров») с ноября 1919 года, находившийся на ремонте в Англии, г. Нордшильдс. В декабре л/к вышел из Англии и в начале января 1920 г. прибыл в Мурманск. И. Н. Дядицын там был избран председателем судового комитета, и л/к отправился в Архангельск, куда и прибыл в марте 1920-го, где был передан командованию. Попутно доставили группу политзаключённых с о-ва Иоканька (так в источнике), участник большевистского восстания в Мурманске в марте 1920 года — руководил отрядом матросов, член ВКП (б) с того же года. Полтора года служил добровольцем в Красном флоте. Помощник комиссара Архангельского морского военного порта. Помощник комиссара знаменитой Сибирской экспедиции 1921 года. Был заведывающим (так в оригинале) клубом водников. Закончил Архангельский мореходный техникум. Механик 2-го разряда. Заместитель директора Судоремонтного завода в Соломбале (Архангельск), (впоследствии это знаменитая «Красная кузница»). В семейном архиве хранится приглашение от 9 августа 1925 года от Местного морского командования: «просит вас пожаловать» для проведения оффициальной (так) встречи на г/с «Ильич», ос. практического отряда Балтфлота – крейсера «Аврора» и уч.судна «Комсомолец». Подпись: Ст. мор. нач. Севера Чичагов С середины 1930-х годов жил и работал в Ленинграде. Директор «Гипроводтранса» (ныне – ОАО «Ленморниипроект», работающее по проектированию, изысканиям и научным исследованиям в области морского транспорта). В январе 1938 года арестован по ложному доносу и девять месяцев провел в тюрьме «Кресты» в одной камере с будущим маршалом Советского Союза К.К. Рокоссовским. Освобожден и полностью реабилитирован с восстановлением на работе и в рядах партии. 6 июля 1941 года добровольцем вступил в дивизию народного ополчения. С мая 1942 служил в 72 стрелковой дивизии. Сначала командиром стрелкового взвода 133 стрелкового полка, затем старшим адьютантом батальона. В сентябре 1942 года тяжело ранен. После выздоровления продолжил службу в 55 армии. Награжден орденом Красной звезды и медалью «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Инвалид Великой Отечественной войны и почетный пенсионер. После войны жил в Ленинграде, работал на Объединении электронного приборостроения «Светлана». На пенсию ушел в 73 года. Умер в 1968 году, имея 63 года производственного и 48 лет партийного стажа.

Материал предоставила внучка, М. Инге-Вечтомова.